ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ: La Gioconda
Почему она? - спросил меня молодой друг, когда мы стояли в Лувре перед толпой и смотрели «Мона Лизу». Почему она, а не другая фотография, а не изображение другой женщины, стала легендой? Icon. Звезда поп-культуры. Предмет обожания и паломничества, как будто он совершал святые чудеса, с почтением хранится в одном из крупнейших в мире храмов искусства. И все же он не святой и не творит чудеса.
Несколько лет назад она висела на стене в Лувре Карре вместе с другими работами мастеров эпохи Возрождения. Его отличала витрина с бронированным стеклом и толпа дезориентированных, часто раздражаемых туристов. Младший и более высокий вытянули руки, чтобы хотя бы сфотографировать ее выше головы над собой. После перестановки он был выставлен в центре комнаты, на большом экране, за барьером и дополнительным оцеплением от ленты, приблизительное и снятое, вероятно, в зависимости от сезона и количества посетителей. Вам нужно добавить, что вы вряд ли это видите? Вы не можете видеть это, потому что перед ним всегда стоит толпа (иллюстрация 1 и 2); расстояние, создаваемое двойными барьерами, слишком велико, чтобы смотреть на такое маленькое изображение. Дополнительный стеклянный барьер создает бронированное стекло, а другой - коричнево-желтый - грязные старые лаки, не снятые с картины более ста лет. Чтобы просмотреть его внимательно, вы должны пойти в музейные магазины. Вы можете увидеть каждого малинового цвета на отличных репродукциях, продаваемых в нескольких форматах. Но даже фотографические прожекторы едва ли пробивают старые желтые лаки, которые искажают первоначальные цвета. «Мона Лиза» - картина, характеризующаяся довольно темными и прохладными цветами. В нем преобладает зелень, как в монашеских одеждах, так и в лесу за ней », - написал анонимный автор лозунга о картине в Википедии, не понимая, что зеленый оттенок вторичен, потому что первоначальный синий и серый цвета ландшафта были покрыты желтым лаком который со временем окислялся, притуплялся и изменялся и затемнял цвет изображения.
До Моны Лизы в Лувре , фото автора На площади Лувр место ее показа отмечено большой красной точкой. Специальные тарелки со стрелками ведут к ней. По пути в Большой галерее представлены другие картины Леонардо - «Святой. Анна Самотжеция "," Святой. Иоанн Креститель »и« Мадонна среди скал », но почти ни одна из этих трех великих картин не видна. Точно так же это не привлекает внимания Джорджо и Концерта Страны Тициана, висящего на другой стороне экрана с Джокондой. «Мона Лиза» затмила все работы в окрестностях, даже монументальная «Свадьба в Кане» Веронезе кажется просто обоями в комнате звезды. «Вы видели Мона Лизу в новом аранжировке?» - спросил я у моего друга после возвращения в Варшаву. «Да, он висит один (так!) В такой большой комнате», - ответил он. Джейн Мэнсфилд отсутствовала в присутствии Мэрилин Монро. И все же Джоконда не феноменальна, просто пухлая, ленивая горожанка. Сесилия Галлерани из Краковского портрета Леонардо гораздо красивее.
Синьора Джоконда
Портрет своей жены Лизы Джерардини он заказал флорентийскому купцу Франческо дель Джокондо у Леонардо. Несколькими месяцами ранее она родила ребенка. Это результат источников эпохи Леонарда, но документы, даже самые надежные, блекнут в противостоянии с легендой. Почему героиня самого известного образа мира была итальянским покупателем? Женщина, о которой вы ничего не знаете, и чей муж - и тут я вероломно использую другой миф - он был слишком скуп и, возможно, слишком беден, чтобы купить у художника портрет своей жены.
Таким образом, Джоконда играет в многочисленных интерпретациях более «лучшие» роли. Это становится идеалом красоты и вечной женственности; декадентская роковая женщина с улыбкой сфинкса; Автопортрет Леонардо; как святой Иоанн Креститель (также из Лувра) - гермафродитная фигура; и после показа с Фрейдом, выражением комплекса Эдипа, выражением желания Леонарда к матери Катерины, улыбкой которого жаждал художник ... Наконец, он пал жертвой своей собственной славы - футуристы хотели бы сжечь ее, и дадаисты сбросили пьедестал, поэтому Марсель Дюшан красит усы. Будучи жертвой шуток и карикатур, он ходит на поезде во сне, когда у него есть голова Леди Ди, а когда-то шимпанзе или поросята. В конце концов, он оказывается отличным товарным знаком - он улыбается с обложек ноутбуков, ковриков для компьютерной мыши, кружек, сумок и печатных рубашек, его можно собрать из головоломки, повесить на холодильник с помощью магнита или на стену воспроизвести на тарелке. Врачи приписывают ей паралич лица, скрежет зубов, избыток холестерина и беременность. Он был прав, Уолтер Патер, чей знаменитый отрывок о «Мони Лизе» (1869) начинается словами: «Фигура, которая так странно появилась у воды, выражает то, что за тысячу лет люди научились желать».
Феномен славы «Мони Лизы» был предметом исследований и многочисленных исследований. В Польше переводы книг Дональда Сассуна «Мона Лиза. «История самой известной картины мира» Винфрида и Лешбурга «Кража Моны Лизы». Судьба ее славы - от рождения легенды до падения во времена поп-культуры - описана Марией Попженской в книге «О плохом искусстве». Автор, размышляя о необходимости канона в истории искусства, замечает неизбежную деградацию - «жалкую судьбу» произведений, попавших в канон. Разве Леонардо «Мона Лиза» и Микеланджело «Давид» не подверглись массовому изнасилованию?
Итальянец в порах кожи
В шестнадцатом веке, задолго до того, как он попал в кубки и был тривиализирован умножением и перемещениями, Джоконда воспринималась как совершенная картина, изображение настолько совершенное, что ей не хватает только дыхания. Вот описание картины из монументальной работы Джорджо Вазари «Жизни самых известных художников, скульпторов и архитекторов» (1-е издание, 1550): «Кто бы ни хотел знать, как далеко искусство может подражать природе, мог легко понять этот пример головы; там воспроизведены все детали, которые можно нарисовать с тонкостью. В глазах было свечение и влажность, которые всегда можно увидеть в природе, а вокруг глаз были розовато-голубые и итальянские цвета, которые можно придать только с наивысшей тонкостью. Брови больше не могут быть показаны более естественно, поскольку он представил, как волоски встраиваются в кожу, в каком месте они гуще и реже, и как они изгибаются, в соответствии с системой пор кожи. Петлицы в носу выглядели живыми - красивыми, розовыми и нежными. Губы, с их зловонием по углам, с переходом между красными губами и цветом лица, казались на самом деле не краской, а телом. Тот, кто очень внимательно смотрел на впадину шеи, почти не видел пульса. Действительно, можно сказать, что Мона Лиза была написана таким образом, что каждый смелый художник будет трепетать и пугать. При изображении Моны Лизы, которая была очень красивой, Леонардо использовал следующий метод: всегда был кто-то, кто играл или пел, или постоянно шутил, чтобы быть счастливым и избегать меланхолии, которую живопись часто дает портретам. И на этом портрете Леонардо был просто улыбкой, настолько очаровательной, что он казался чем-то божественным, а не человеком; этот портрет считался прекрасной вещью, потому что он был довольно жив ".
Перед Моном Лизой в Лувре , фото автора Это наводящее на размышления экфразис , привносящий в историю искусства целую серию бесконечно повторяющихся бесконечно, даже ту, что с необычной улыбкой, возник из воображения. Вазари никогда не видел картины Леонарда. Портрет Джоконды, написанный в 1503-1506 гг., Художник увез с собой в Милан, а в 1516 г. во Францию (картина была куплена Франциском I; в 16-м и 17-м веках он был в Фонтенбло, Людовик XIV перенес его в Версаль, после Французской революции он повесился в Лувре ). Когда картина покинула Италию, Вазари было 5 лет. Описывая это несколько десятилетий спустя, автор, вероятно, извлек выгоду из устных отношений, у него были в его городах агенты и корреспонденты, воспоминания - изображение все еще функционировало в воображении флорентийцев как необычное произведение, возможно, также из графических и живописных копий.
Леонардо нарисовал итальянские волосы, растущие из пор, Вазари изобрел их? Что ж, следы бровей Джоконды не видны даже на отличных макроснимках и других специальных фотографиях, сделанных в Лувре в 2004 году. Вероятно, согласно моде того времени, она полностью их депилировала. Вы также не можете видеть розоватость и тонкости моделирования цвета лица, как из-за растущего расстояния, с которого зрители могут видеть изображение, но прежде всего из-за «тона галереи» - желтого покрытия, вторичного затемненного лака, фальсифицирующего все живописные ценности, которые Леонардо он очень ценил: деликатную модель твердых тел, тонкие тональные переходы, иллюзию пространства, создаваемую с помощью воздушной перспективы, не говоря уже о таких очевидных вещах, как чистота цветов, их прохладный тон и, наконец, читаемость многочисленных деталей композиции.
Леонардо не дал флорентийскому покупателю портрет своей жены, возможно, не потому, что не смог его купить. Можно предположить, что картина среди не слишком большого произведения живописи Леонардо стала для его создателя чем-то большим, чем просто обычная реализация ордена. Леонардо был эмпириком, живопись дала ему возможность записать свои тщательные научные наблюдения за природой. «Мона Лиза», картина, написанная чрезвычайно долго (1503–1506), и, согласно легендам, усовершенствована в Милане и в мастерской художника во Франции, поэтому он мог стать художественным кредо Леонардо. Квинтэссенция его исследований природы и в то же время разработка художественных средств, которые проницательные наблюдения позволили наиболее совершенным способом перенести на двухмерное полотно.
Леонардо уделил много внимания проблеме видения, он выразил это в намеченной работе как монументальное произведение, но так и не завершил «Договор о живописи». Там мы находим его тонкие комментарии об условиях восприятия человеком мира, типах освещения, роли воздуха, удаленности, туманов и облаков. Он был занят воздушной перспективой, другим способом, наряду с геометрической линейной перспективой, способом передачи иллюзии пространства на картине. Разве это не так, как указал Леонардо, что чем дальше мы смотрим, тем менее ясно мы видим, все меньше и меньше деталей, размытие объектов и потеря цвета, синего и серого? Вот как пейзаж нарисован за Мони Лизой, в которой скалы в конечном итоге сливаются с небом (как в «Святой Анне Самотжеции»). Точно так же, и поэтому мы видим в определенных условиях границы объектов, отдельных тел, которые в мягком рассеянном свете не отделяются друг от друга с четкими контурами. В природе нет линий, которые Боттичелли и другие мастера Quattrocent рисовали с предпочтением. Затененная щека Мони Лизы отделена не от шеи контуром, а тонкой градацией тонов. Он залит нежным кьяроскуро; окутанный сфумато, словно копченый.
Рождение легенды
Портрет Моны Лизы - самого совершенного, по словам Вазари, воплощения ренессансной мимесиса - он не пользовался непрерывным восхищением и обожанием. В течение нескольких веков его никто не замечал, но очень немногие имели возможность увидеть его. История современного образа празднует середину XIX века. Загадочная дама с портрета была заново открыта в парижском Лувре британскими и французскими писателями-эстетами. Автором, вероятно, самого известного после Васарана описания Джоконды является британский критик Уолтер Патер. Вот наиболее часто цитируемый фрагмент (написанный в 1869 году): «Ее голова достигает конца времен, некоторые ее веки устали. Это красота, которая течет изнутри и впечатляет себя в теле - сокровищнице, в каждой клетке, странных мыслях, фантастических отступлениях и чудесных страстях. Положите его на мгновение рядом с одной из этих простодушных греческих богинь или прекрасных богинь античности: о, как бы эта красота их не потревожила, когда душа вместе со всеми ее болезнями пролилась! Все мысли и переживания мира оставили свой след в нем и в той мере, в которой он облагораживается, чтобы выразить свою внешнюю форму и выразить ее: греческий анимизм, римский разврат, средневековая мистика с ее духовными устремлениями и идеальными любовями, возвращение к языческий мир, грехи борджов. Она старше скал, среди которых она сидит; она много раз умерла как вампир и узнала тайны могилы; она спустилась в глубокое море и скрыла от них сумеречный свет; она торговала странными тканями с торговцами с Востока; она была матерью Елены Троянской, как Леда, и матерью Марии, как Святой. Анна; все это было в ней только звук лиры и флейт; она живет только в деликатности, с которой она соединила свои изменяющиеся черты и покрасила веки и руки ".
К счастью, формула эссе освобождает меня от анализа этого возвышенного текста, в котором Джоконда переживает дальнейшие реинкарнации. Многочисленные воплощения и история ее приема были написаны в вышеупомянутом эссе Марией Попрежцкой (она сама является владельцем значительной коллекции изображений Джоконды, или, скорее, ее пародий и страстей). Достаточно сказать, что таким образом, благодаря чувствительным эстетам девятнадцатого века и их преемникам - темным декадентам, Джоконда стала королевой лагеря с серьезно потрясенной идентичностью.
Современной славе портрета, несомненно, способствовала ее кража. Джоконда исчезла из Лувра в августе 1911 года. Он поднял его, работая в музее в качестве настенного художника Италии - Винченцо Перуджи. В воскресенье вечером он остался в музее, вынул картину из кадра, а на следующее утро вынул ее у боковой двери. Он сделал это, по-видимому, руководствуясь патриотическими чувствами - не должна ли красивая итальянка вернуться в Италию? Реальность, однако, может быть более прозаичной. В конце 1913 года Перуджа письмом предложил Джоконду флорентийскому антикверу Альфредо Джери. Он отвез ее из своей квартиры в Париже в гостиницу во Флоренции. Осторожный антиквар пообещал заплатить каждую сумму за картину, но только тогда, когда он или она смотрит ее вместе со специалистом. Джери и Джованни Поджи, тогдашний директор Уффици, узнали украденную картину, которую Перуджа взял из сундука с двумя стволами, спрятанного под кроватью отеля. Оба мужчины отвезли картину в Уффици под предлогом анализа ее подлинности, и Перуджа был арестован на следующий день (он был приговорен к одному году и пятнадцати дням тюремного заключения против итальянской общественности, которая потребовала шесть месяцев наказания за вора-патриота, кстати в газетах Перуджи) были найдены заметки, указывающие на то, что он уже предлагал картину известным мировым коллекционерам, но никто из них не рискнул купить).
Двухлетнее отсутствие Джоконды в Лувре усилило ее известность, но с тех пор как ее кража критики изменила ее тон, наряду с помпезными описаниями все чаще появлялись насмешливые рисунки, непристойные шутки и явные признаки усталости от обязанности непрерывного обожания шедевра. Наверняка сегодня некоторые зрители, стоящие перед картиной в Лувре, испытывают легкое смущение, ошеломленные репутацией изображения, которое на самом деле не видно. Из двух туристических парижских ритуалов, один из которых кланяется Моне Лизе в Лувре, а второй - в Эйфелеву башню, последний, по крайней мере, не разочаровывает. Чувствительные поклонники живописи продолжают изучать все более изощренные репродукции в роскошных альбомах и тошноту, как после сладкого пирога, вкус сверх славы. Если бы мы смыли Джоконду, не только старые лаки, но и ее историю, образы, легенды и чрезмерные интерпретации, которые возникли вокруг нее. Если бы она снова увидела, как ее тонкие итальянские брови изгибаются в соответствии с порами кожи. Если они все еще там ... Ах, они никогда не были там ...
Немытые красавицы
Однако настоящее изображение отличается от исходного и не только из-за фальсификации цветов лаков. Доска была обрезана по боковым краям, так что на шоу теперь отсутствуют колонны лоджии, в которой сидела модель. Сегодняшние размеры картины - 76 х 53 см, поэтому не являются оригинальными. Лоджия, в которой сидела Джоконда, затеняла голову, обогащая эффекты кьяроскуро, но также оценивала пространственность изображения. Переход между первым планом и далеким пейзажем, задуманным Леонардом, не должен был быть таким жестоким.
Политика Лувра, единственного музея в мире, который представляет свои величайшие шедевры в виде далеко идущих руин, поражает воображение. Это относится не только к «Моне Лизе», но и к другим работам Леонардо из этой галереи: «Святой. Анна Самотжеция "," Святой. Иоанн Креститель "и" Мадонна среди скал ". Кроме того, «Загородный концерт» Джорджоне (или Тициана, но который сейчас его оценивает) выглядит как резиновая ткань - изображение, которое было демонстрацией венецианского цвета! Картины Леонарда в Национальной галерее в Лондоне представлены в совершенно другой эстетике. И версия "Мадонна среди скал" и картон для "Святой. Анна Самотрезчи "была подвергнута консервации и тщательному технологическому исследованию, подобно другим работам Леонардо:" Портрет Джиневры Бенчи "из Вашингтона и" Тайная вечеря ", фреска мастера из трапезной Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
С точки зрения маркетинга, все сохранение знаменитых картин до сих пор имело большой успех. Чтобы увидеть «Тайную вечерю» Леонардо в Милане, вы должны заранее забронировать входной билет, и японское телевидение потратило целое состояние на то, чтобы воспроизвести фрески Микеланджело из Сикстины после того, как они были очищены. Толпа, которая хотела бы увидеть «Мона Лизу» после консервации, увеличила бы их размер сегодня во много раз. Проблема не скрыта в страхе потерять аудиторию.
Страх за сохранение шедевров не изолирован. Краковская «Дама с горностаем» также умирает под непрозрачным лаком, и следует серьезно рассмотреть вопрос об удалении черного фона с рисунка (об этом я писал в третьем выпуске «Двойника» в статье «Леди в черном»). Между тем, другие картины в Лувре и Музее Фонда Чарторыйских в Кракове подверглись обширной консервации. Однако страх конфронтации с состоянием сохранения легендарных образов парализует. Что произойдет, если после технического обслуживания, вымытые от грязных лаков, они окажутся несколько поврежденными? Неужели эстетика фотошопа касается не только звезд современной поп-культуры? Разве Мона Лиза, как и голливудские актрисы, не может быть иногда поблекшей и потускневшей?
постскриптум
О "Персони. Мэрилин "- в искусстве Кристиана Люпы в третьем номере журнала" Двугодник "Анна Р. Бурзиньска пишет:" Измученное тело Мэрилин Монро - Сандра Корзеняк. Тело-икона, обожаемая до пределов богохульства, и в то же время безжалостно нарушенная как объект поклонения и общего достояния, предмет коллективных фантазий и желаний. Всем ". Пожалуйста, замените имена двух актрис: Лиза Герардини - Мона Лиза - Джоконда, и замените слово «тело» словом «изображение».
Мэрилин Монро сгорела в конце спектакля Люпы. Но можете ли вы представить себе, пожелать и компенсировать это дымом? Что будет, если мы сожжем "Мона Лизу"? На маленькой доске из тополя останется горсть пепла, и, наконец, мечта Филиппо Томмазо Маринетти, который в манифесте футуризма согласился только на ежегодное паломничество в Джоконду в День всех душ, будет осуществлена. Место картины будет покрыто черным катафалком, покрытым черной золой - еще одним симулякром поп-культуры. Стрелы в Лувре, ведущие сегодняшних туристов в Джоконду, превратились бы в информацию о ее месте захоронения: «ЕЕ СРОЧНО СМОТРЕТЬ МОНУ ЛИЗУ», но толпа паломников будет еще больше: в конце концов, разве мы не любим посещать могилы?
Похожие
164 года инноваций: история стиральных машинОт примитивных головастиков до создания стиральных машин, управляемых смартфоном, прошло много времени. Кто сегодня может постирать одежду у реки или в миске с холодной водой? К счастью, эти проблемы нас больше не волнуют, и в 21-м веке мы думаем, среди прочего о том, как еще больше снизить потребление энергии и воды при стирке. Мы приглашаем вас открыть для себя увлекательную историю стиральных машин на примере Сравнение культовой косметики для мытья лица: Vichy и La Roche Posay
Давным-давно в мою корзину попали три средства для мытья лица. Я помню, что у меня было соблазн продвигать 3 на 2, поэтому на самом деле самое дешевое косметическое средство я получил в подарок. Я не знаю точно, что это было, но все они примерно стоят около 12 фунтов стерлингов. Это окупилось. Я выбрал три различных продукта для себя, два из них - это бренды Vichy, а один - La Roche Posay. Моим главным критерием была удобная помпа и возможность мыть макияж под душем с этим продуктом. Характеристики белья, производство, преимущества ᐅ Dormando
белье В природе лен - это волокно, полученное из стеблей льна , льняного волокна . Название льна, которое иногда используется как синоним льна, происходит от этого растения, которое часто называют общим льном. Волокнистый поводок относится к лубяным волокнам , потому что он образует пучки. Пикули
природа Чау-чау - собака, полная гордости. О нем часто говорят, что он - кошка в шкуре собаки. Вы должны заслужить уважение этой собаки. Несправедливое обращение, он запомнит это надолго. Как истинный представитель Востока, чау-чау часто не проявляет никаких чувств, что не означает, что их там нет. Однако он сдержан в их выражении. Чем больше вы можете чувствовать честь, когда решите показать их. Отношения, построенные в отношении понимания и понимания, длится всю Как обрабатывать фотографии в Pixlr - бесплатно в «Фотошопе». Часть I
... latno-v-fotosope-cast-i-1.jpg"> fot. fotoManiaK.pl список из девяти бесплатных фоторедакторов мы кратко обрисовали силуэт Пикслера - с тех пор все не изменилось. Это все еще часть пакета, предложенного Autodesk, который включает мобильный Pixlr-o-Matic или гораздо менее сложный Pixlr Express. Тем не менее Pixlr остается флагманской, самой развитой Как начать изучать иностранный язык?
Представьте, что вы сидите в удобном кресле и пьете ароматный кофе ... Внезапно в вашей голове появляется мысль: "Может быть, стоило бы начать изучать язык?" В течение нескольких минут вы видите себя говорящим по-испански в мадридском кафе или по-французски, беседующим с парижскими холостяками на берегах Сены. Однако радость не длится долго. Твой мозг любит находить оправдания, чтобы не работать слишком усердно, верно? И на этот раз это так. С чего Почему она?
Почему она, а не другая фотография, а не изображение другой женщины, стала легендой?
Вам нужно добавить, что вы вряд ли это видите?
«Вы видели Мона Лизу в новом аранжировке?
Почему героиня самого известного образа мира была итальянским покупателем?
Разве Леонардо «Мона Лиза» и Микеланджело «Давид» не подверглись массовому изнасилованию?
Леонардо нарисовал итальянские волосы, растущие из пор, Вазари изобрел их?
Разве это не так, как указал Леонардо, что чем дальше мы смотрим, тем менее ясно мы видим, все меньше и меньше деталей, размытие объектов и потеря цвета, синего и серого?
Он сделал это, по-видимому, руководствуясь патриотическими чувствами - не должна ли красивая итальянка вернуться в Италию?
Что произойдет, если после технического обслуживания, вымытые от грязных лаков, они окажутся несколько поврежденными?